ЭПИСТЕМЫ В ДЕТСКОМ САДУ И В ШКОЛЕ

Автор: Валерий Лысенко, Светлана И Су Не

1. Содержательная основа учебных программ ДОУ и школыэпистемы («свертки»), то есть проблемно-познавательные темы, раскрытие которых требует привлечения многих научных дисциплин, применения системных методов исследования, диалектического подхода.

Важную роль в достижении образовательно-оздоровительных целей школы играет курс аутогностики – учебной дисциплины, позволяющей школьнику идентифицировать себя как неоднозначную и уникальную личность, осознать свое «незаместимое место» в мире (М.М.Бахтин) и выработать собственную программу здорового во всех отношениях образа жизни.

2. Учебно-методическое обеспечение школы осуществляется главным образом через компьютеризацию учебного процесса. Важную роль в методическом оснащении учебного процесса играют наглядные пособия и сопровождающие их технические средства.

3. В школе «Новый Логос» переосмысливается понятие учебника. Здесь учебник – это комплект, состоящий из базовой учебной книги, наглядных пособий, рабочих книг и тетрадей, методических разработок для учеников и учителей.

4. Педагогический коллектив школы представляет собой команду единомышленников, работающих на кооперативной основе. Учителя-предметники договариваются между собой о том, какие эпистемы и какие планы их развертывания они будут использовать на своих занятиях; обмениваются опытом, конструктивными критическими замечаниями, предложениями и т.п.

I
Образовательный курс
«УЧИМСЯ ВИДЕТЬ МИР»
(2-3 классы, возраст учащихся 7-9 лет)

СОДЕРЖАНИЕ:
развертывание эпистем (проблемно-познавательных тем) ВОЗДУХ, ВОДА, ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ.


Примерный план развертывания эпистем:

ВОЗДУХ.

Воздух и жизнь. Что такое кислород? Дыхание. Зеленый мир и кислород. Состав воздуха. Как дышат растения? Как дышат обитатели подводного мира? Атмосфера. Атмосферное давление. Воздушные массы. Ветер. Барометр. Устройство и назначение барометра. Различные виды ветра: муссоны, пассаты, бриз, северный ветер, штормовой ветер и другие виды. Загрязнение атмосферы. Что мы вдыхаем в городе и в лесу? Что надо делать, чтобы избегать по мере возможности загрязнения атмосферы? Средства борьбы за чистый воздух. (Зеленые насаждения, охрана природы, природные богатства). Культура поведения. Образ жизни. Деятельность экологических центров, международных центров, программы различных конференций и конгрессов. Деятельность знаменитого «Римского клуба».
ЗАДАНИЯ:

– где воздух теплее: внизу или наверху? Проделайте опыт. Зажженную свечу поставьте на пол, затем поднимите высоко вверх. Каковы результаты? Где пламя колышется сильнее? Расскажите об этом;

– почему врачи рекомендуют дышать через нос, а не ртом? Как это влияет на ваше здоровье, особенно в холодную погоду?

– попробуйте показать разные виды ветра и полное безветрие (штиль), изображая кораблик на фоне моря;

– расскажите о приборе – барометре, нарисовав его на рисунке или попробовав сделать его из какого-либо материала. Для чего он служит?

– какие еще бывают приборы для измерения воздуха, воды, температуры?

– почему в лесу воздух чище? От чего это зависит?

– нарисуйте человека в городе около дымного завода и в зеленом лесу. Каким вы его изобразите в этих местах? нарисуйте мысленно картину, каким будет город, если в нем не будет ни одного деревца, ни одного цветочка. Что сделается с людьми? Расскажите об этом;

– нарисуйте все известные вам воздушные судна;

– назовите самую крупную авиакомпанию мира.

– сделайте словарик, запишите в нем слова, содержащие корень аэро- (аэровокзал, аэрофлот, аэропорт, аэролиния и т.д.). Что означает слово «аэро»?

– летали ли вы на аэробусе? Нарисуйте его. Чем он отличается от обычного самолета?

– как вы можете попасть в самолет? что надо для этого сделать? где это можно сделать;

– сходите вместе с родителями на экскурсию в здание аэровокзала или аэропорта. Понаблюдайте, какие люди работают там? Как они одеты? Опишите процесс оформления полета (регистрация, оформление багажа, приглашение к посадке, проводы пассажиров до самолета дежурным, посадка пассажиров в самолет);

– расскажите о своем полете в какой-нибудь город.

Тема «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»*

Учитель показывает полиэтиленовый пакет. Расправляет его, чтобы внутри был воздух, закрывает отверстие. Вопрос: что в пакете?

Человеку для жизни необходим воздух. Кто будет с этим спорить? Проведем короткий эксперимент: двумя пальцами правой руки зажмем ноздри и плотно сомкнем губы. С помощью секундомера засекается время, в течение которого учащиеся смогут пробыть без новой порции свежего воздуха. Опыт прерывается при появлении легкого неприятного ощущения и желания снова сделать вдох. Кому-то из класса удалось продержаться всего 5 секунд, кому-то – 10, и только единицы смогли выдержать 15-20 секунд. Лишь очень хорошо тренированные люди могут нырять и оставаться под водой без акваланга более 1 минуты, но после этого они обязательно должны всплыть на поверхность и вдохнуть снова.

Но человеку нужен не просто воздух, а чистый воздух, если он хочет оставаться здоровым, крепким и жизнерадостным. Чист ли воздух в классе? Какой воздух мы можем назвать чистым, а какой должны считать грязным?

Где самый чистый воздух? Оказывается, над морями и океанами. (Смотрим на глобус или карту мира, знакомимся с изображениями океанов.) Даже в деревне воздух содержит раз в 10 больше пыли, чем воздух над морем. Над небольшим городом воздух в 35 раз грязнее, а над таким, как Рязань, более чем в 100 раз выше содержание пыли. Что, кроме пыли, отравляет воздух и делает его грязным? (Демонстрация фотографий заводских территорий, автомобильных дорог и т.д., рисунков микробов и объяснение).

Если воздух загрязнен, нам трудно дышать, мы быстро устаем, болит голова. Мы заболеваем, если с воздухом в организм попадают микробы.

Но у человека есть спасители, которые очищают воздух. Это растения: травы, деревья, кустарники. На городских улицах особенно хорошо улавливают пыль деревья с клейкими и шершавыми листьями: вяз, тополь, береза. Некоторые деревья не могут расти в городах, поскольку они, как и человек отравляются ядовитыми газами. Но есть такие деревья, которые очень устойчивы к отравлениям и могут долгие годы расти в городах и очищать воздух. Это тополь бальзамический, каштан конский, ель колючая, или голубая, клен американский, а из кустарников – желтая акация, кизильник. Мы от души говорим этим растениям: «Большое спасибо».

В помещениях воздух становится грязным быстрее. Что вы можете сделать, чтобы воздух в комнате стал чище? Проветривать комнату, делать влажную уборку и обязательно сажать растения. Все растения делают воздух чище, но есть среди наших комнатных растений чемпионы, которые лучше других улавливают всякие вредные газы, пыль и очищают воздух. Первым из них является хлорофитум. Это очень красивое и неприхотливое растение. Посадите его у себя дома. Задание на дом. Изобрази в творческой тетради чистый и грязный воздух. Ответь на вопрос: человек загрязняет воздух, а растения и животные? Ты хочешь, чтобы воздух был чище. Посоветуй взрослым, что им надо и чего им не следует делать, чтобы не загрязнять атмосферу. Представь себя взрослым: что бы ты сделал для сохранения чистого воздуха на Земле?
ВОДА:

Вода и жизнь. Зачем мы пьем воду, умываемся, купаемся? Состояние воды: пар, лед, снег, роса. Плотность. Температура замерзания (эффект расширения воды при замерзании). Реки, ручьи, озера, болота, моря, океаны; подземные воды. Облака; дождь, снег, град, изморось; туман. Иней. Вода пресная и соленая. Запасы пресной воды на планете. Способы пополнения пресной воды: опреснение морской воды и таяние льдов, айсбергов. Как вода поступает в наши дома? Водопровод. Потери воды (нерациональное расходование, утечка воды из неисправных кранов и т.д.). Откуда люди берут воду? (Колодец. Различные виды колодцев. Колодезный журавль). Добывание воды другими способами (скважины) – для бытовых нужд. Реки. Родники. Арыки. В зимнее время необходимо сделать полынью или прорубь – отверстие во льду, из которого достают воду. Коромысло. Кувшин. Кто живет в воде (какие животные, рыбы, моллюски, растения) – в пресной и соленой? Исследование подводного мира. Самые крупные морские животные: голубой кит, серый кит, кашалот, акула, дельфин, морж, нерпа, лахтак, касатка, морской лев, сивуч, тюлень, гигантский осьминог, скат и др. (Где, в каких морях обитают)? Моллюски: крабы, креветки, морской гребешок, морской ежик, морская звезда, ракушки, чилимы, раки, гомоны, трубач и др. Растения: ламинарии, морские елочки. Драгоценные камни, минералы: кораллы, жемчуг, раковины, янтарь.

Исследователи подводного мира. Наука. Отрасли науки. Океанология. Ихтиология. Приборы исследования подводного мира: эхолот, лот, осциллограф. Понятие акватории. Аквалангистика. Водолазное дело. Акваланги. Одежда водолаза. Подводный мир и его тайны как популярная тема для писателей, художников, кинодеятелей, путешественников. Энергия водной массы. Электростанции. Разрушительный потенциал воды (наводнения, штормы, дождевые потоки в горах и т.д.). Вода чистая и грязная. Как очищают воду. Вода – растворитель.

Зачем нужны искусственные водоемы, каналы? Общие представления об искусственных водоемах. (Беломорканал, Суэцкий канал, искусственные моря). Водохранилища. Их значение и назначение. Самые крупные в нашей стране гидроэлектростанции. (Красноярская ГЭС, Волжская ГЭС, Волховская ГЭС). Фонтаны. Устройство и значение. Виды фонтанов (цветные, музыкальные). Самый большой цветной фонтан в мире находится в столице Чехии – Праге. Красота фонтанов в Петергофе, в Царском дворце. «Ступенька». Водопады. Что мы знаем о них? Самые большие водопады в мире (Ниагара, Виктория, Илья Муромец и др.). Своеобразие водопадов на Кавказе. (Водопад «Девичьи слезы» по дороге на озеро Рица). Озера. Самые крупные озера в мире. (Байкал, Каспий, Мичиган, Балхаш и др). Карелия – край голубых озер. Загадки озера. (Чудовище Несси в шотландском озере Лох-Несс). Другие тайны и таинства воды. (Фосфорический блеск в ночное время).  Ледники. Таяние льдов. Льды Арктики и Антарктики. Айсберги.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

– какие существуют приборы для измерения: температуры, глубины, плотности воды? Нарисуйте их;

– как называются художники, рисующие море? Почему?

– можете ли вы назвать известного художника-мариниста?

– каких морских птиц вы знаете?

– нарисуйте морской пейзаж (море, корабль, дельфин, чайка);

– нарисуйте подводный мир, как вы его себе представляете;

– какие фильмы, книги, рассказывающие о море, о его обитателях вы знаете?

– представьте себе, что вы архитекторы, проектируете город будущего: какой фонтан или какие фонтаны будут в вашем городе? Нарисуйте его;

– чем отличается дельфин от акулы? Нарисуйте их;

– в каких городах есть дельфинарии в нашей стране?

– можете  ли вы назвать или рассказать об известном событии, связанном с айсбергом? (Гибель «Титаника» в 1912 году от столкновения с айсбергом). Попробуйте изобразить это на рисунке;

– сочините небольшой рассказ о дельфинах, как они спасают людей.

Знаете ли вы какие-нибудь пословицы, поговорки, загадки о море, об обитателях моря, о воде? («Нем как рыба», «как рыба в воде»…). Подумайте, что значит «нем как рыба»? Так ли это на самом деле? Ученые провели исследования, которые свидетельствуют о том, что рыбы – одни из самых «болтливых» морских обитателей. Какую сказку о рыбке вы знаете? Нарисуйте иллюстрации к этой сказке.
Тема «ЧИСТАЯ ВОДА»

Чистая вода не имеет вкуса, цвета, запаха, но жарким летним днем, когда очень хочется пить, родниковая вода кажется самой вкусной на свете.

Закончите следующую фразу: чистая вода нужна для того, чтобы…

Мы используем чистую воду, а возвращаем природе грязную. Грязная вода идет от фабрик, заводов, животноводческих ферм от городской канализации. Вот такая вода, в отличие от чистой, имеет цвет, запах и вкус. Только пробовать ее нельзя. Это опасно не только для здоровья,  но и для жизни. Иногда кажется, что вода чистая,  но проделаем небольшой опыт: возьмем стакан с чистой водой. Она прозрачна. Добавим в нее химический реактив, например нитрат калия. Вода останется прозрачной, у нее не появится никакого запаха, но для организма она будет вредна.

Иногда вода кажется совершенно чистой, например, в ручье или озере. И все же не следует пить ее, предварительно не прокипятив. Чем может быть загрязнена эта вода? Подумайте.

Каждый день мы открываем водопроводный кран, и из него течет чистая вода. Во многие дома Рязани вода приходит из Оки. Но каждый день в Оку попадает много грязной воды из городской канализации. Конечно, прежде чем пойти по водопроводным трубам в наши дома, вода очищается на специальной станции. Но в ней все равно остаются микробы и вредные химические вещества. Поэтому пить следует только кипяченую воду.

На всей планете люди расходуют очень много чистой воды. Для своих целей человек решил даже использовать воду ледников. Запасы чистой воды убывают. И может так получиться, что в будущем, когда вы станете взрослыми, чистая вода будет цениться на вес золота.

Как сберечь чистую воду?

(Класс разбивается на группы по 4-5 человек для обсуждения ответов. Через несколько минут заслушиваются ответы каждой группы).

Проблемная ситуация: Существуют два озера. В одном озере обитает много рыбы, живут лягушки, разные насекомые, постоянными обитателями его являются водоплавающие птицы. В другом озере нет рыбы, насекомых очень мало. В каком из двух озер вода чище? Обоснуйте ответ.

Очищают воду в водоемах различные мелкие животные и растения. Например, по берегам рек, озер растет тростник. Вы наверняка видели это растение. Оно своими корнями, как фильтром, очищает воду. Таким образом, растения очищают не только загрязненный человеком воздух, но и воду.

Задание на дом. Изобрази в творческой тетради чистую и грязную воду. Посчитай и запиши, сколько разной жидкости ты выпиваешь за день: чай, молоко, соки, компот, суп и т.д. Следует ли ее считать грязной, ведь у нее есть цвет, вкус и запах? Подумай над вопросом: где на нашей планете люди уже сейчас испытывают острый недостаток чистой питьевой воды?
ОГОНЬ.

Что такое горение? Как горят (рассказать): дерево, газ, уголь, нефть? Огонь и тепло. Температуры горения разных веществ. Огонь как разрушительная стихия. Пожары (от молнии, нагревательных приборов, повреждений электросети). Борьба с огнем. Огонь и свет. Лучина. Использование  лучины в качестве освещения в старые времена.  Огонь как очищение. Старинные русские обычаи, традиции, связанные с огнем. (Обычай прыгать через огонь в определенные праздники, сжигать в огне чучельную куклу-зиму на масленице и др.). Возможность не только борьбы, но и дружбы с огнем (хождение по горящим углям босиком  нестинаров  Болгарии, индийских йогов;  прижигание раскаленным железом опасных ран, например, укусов змеи). Осторожность в обращении с огнем. Пожары как страшная разрушительная сила, бедствие. Искра, костер, пламя, пожар. Как добывали огонь древние (первобытные, пещерные) люди. Как используют огонь в наше время. Огонь и приготовление пищи. Огонь и дым. Запах дыма при горении различных веществ (дерево, ткань, шерсть, кожа, резина и т.д.).
ЗАДАНИЯ:

– зажгите свечу и понаблюдайте за огнем. Какие оттенки цветов вы различили? Огонь неоднороден (неодноцветен);

– почему звери боятся огня, а люди тянутся к нему?

– нарисуйте огонек свечи, таким, каким вы его увидели при наблюдении. Какие карандаши будете использовать? Нарисуйте: маленькую искорку, горящую спичку, костер, пожар, огонь газовой горелки, горящую зажигалку. Сравните огонек свечи и газовой печки. Одинаковы ли они?
ЗЕМЛЯ.

Земля – почва и Земля – планета. Чем богата земля? Что растет на ней, что добывают люди из недр земли? (Перечислите). (Драгоценные металлы и камни, руду, уголь, нефть, газ…). Рассказать как и где применяются земные богатства. Плодородные и неплодородные земли. Целина. Пустыни. Оросительные каналы и искусственные водоемы. Мелиорация и ирригация. Мировой океан и воздушная оболочка Земли. Форма Земли. Представления древних людей о форме Земли. Роль кругосветных путешествий в определении формы Земли. Основные русские и зарубежные экспедиции. С. Дежнев, Невельской, Беллинсгаузен, Поярков, Тур Хейердал, Жак Ив Кусто и др. Важнейшие открытия. Новые земли. Вид Земли из космоса. Земля – геоид. Глобус. Карта Земли. Атлас мира. Параллели и меридианы. Гринвич. Где пересекает он земной шар? Понятие широты и долготы.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

– нарисовать Восточное и Западное полушария;

– нарисовать Землю в представлении древних людей: на трех слонах, на трех китах;

– нарисовать или найти в журналах, книжках древние суда, на которых ходили в кругосветные плавания отважные мореплаватели (каравеллы, бригантины, фрегаты, плоты); возьмите контурные карты и переведите все шесть частей света; назовите их;

– а как назывался еще один древний материк, исчезнувший, по преданию, под водой?

– знаете ли вы древнее название материка,  на котором находится сегодня наша страна?

– нарисовать или вылепить из пластилина или глины овощи и фрукты, которые ваши родители выращивают на своих участках или приносят из магазина (с рынка);

– нарисовать оазис в пустыне;

– собрать гербарий из трав и цветов, растущих в той местности, где вы летом отдыхаете с родителями;

– собрать коллекцию листьев, деревьев и кустарников, растущих в вашем городе;

– собрать коллекцию образцов почв в одном из городских парков или в лесу;

– найдите обрывистый берег и на его примере посмотрите, однородна ли земля или она состоит из пластов; опишите увиденное;

– найдите глину, вылепите из нее посуду, фигурку;

– что надо сделать, чтобы  сделанные  вами предметы не рассыпались, не раскололись?

– посмотрите по карте, в каких регионах больше всего лесистой местности в нашей стране; какие леса: смешанные, хвойные, лиственные… – какое дерево для России самое родное? – какие вы знаете стихотворения, песни, посвященные этому дереву? – знакомы ли вы с творчеством Русского Национального ансамбля песни и пляски «Березка»?
Тема «ЧИСТАЯ ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА»

Издавна люди, трудившиеся на земле, любили ее, называли своей кормилицей. Каждый из вас бывал с родителями на даче или у бабушки в деревне, видел, как трудно вырастить урожай, но зато весь год до нового урожая на столе бывают овощи и фрукты, картофель со своего или бабушкиного огорода, варенья и соленья. Потому-то и надо уважать людей, руками которых выращивается хлеб, овощи и фрукты… Что еще? (Продолжи перечень.)

Руки у тружеников часто бывают в земле. Но можно ли считать, что земля – это грязь? Подумайте над этим вопросом.

Всем нужна плодородная земля. Как понимать слово «плодородная»? Плодородной может быть только чистая земля. Что же такое «чистая земля» и «грязная земля»? Разберите относительность этих понятий. Что есть грязь для земли? Кто или что делают землю грязной? Земля не есть грязь, но все же перед тем, как съесть морковку, ее надо хорошо вымыть. Для чего?

Могут ли животные, крупные или такие мелкие, как дождевые черви, загрязнить землю? Вспомните при этом, что для того, чтобы земля каждый год давала богатый урожай, в нее обязательно вносят навоз. А множество дождевых червей в ней – это для земли благо.

Кто же засоряет землю? Вспомни, каждый день в твоей, моей и любой другой семье собирают целое ведро мусора – всего того, что нам уже не нужно. Если ты живешь в большом городе, представь, сколько семей выносит каждый день ведро мусора. Каждый день большие машины подъезжают к дому и увозят мусор на свалку. Часто мы оставляем мусор там,  где гуляем,  отдыхаем, играем, например, в лесу, на лугу, на берегу реки или озера, во дворе. Где лучше играть, на красивом лугу или берегу реки (фотографии пейзажей) или на зловонной свалке?

Еще опаснее грязь, которую никто не видит, но она попадает в землю и отравляет ее, делает ее очень грязной. Все вы слышали об атомных электростанциях и о том, какая страшная трагедия произошла на Чернобыльской атомной электростанции на Украине. Вы уже слышали слово «радиация». Став постарше, вы узнаете об этом больше. Но уже сейчас вы можете понять, что радиация – это смерть для земли и всего живого на ней.

Иногда человек сам изобретает специальные яды и использует их для борьбы с разными вредителями. Например, каждый знает, что картофель страдает от колорадского жука. Многие очень терпеливо собирают жуков и их личинки с картофельной ботвы. Это очень кропотливая работа, которую приходится выполнять постоянно. Проще купить специальный яд, развести его в воде и полить им картофельную ботву. Жук погибнет. Но яд попадет в землю, а значит и другие живые существа в ней тоже погибнут, а они нужны земле, без них она становится мертвой. Вот и получается, что человек приносит большой вред всей земле. Кроме того, картофель тоже становится ядовитым.

Только человек способен загрязнить землю. Но человеку дан разум. Подумай, что может сделать ученик первого или второго класса уже сейчас, чтобы сберечь землю, помочь очистить ее? Что бы ты хотел сделать в будущем для земли?

Задание на дом. Изобрази в творческой тетради чистую и грязную землю. Напиши короткий рассказ о том, какие виды работы, связанные с землей, тебе приходилось выполнять в саду, на огороде, на даче.

Примечание. Перед проведением данного урока желательно сводить детей на экскурсию или поработать с ними на пришкольном участке.

 

II
Образовательный курс
«УЧИМСЯ ЧИТАТЬ КНИГУ МИРА»
(4-5 классы, возраст учащихся 9-11 лет)

СОДЕРЖАНИЕ:
развертывание эпистем СОЛНЦЕ, НЕБО, ЦВЕТ, ПОГОДА.
Примерный план развертывания эпистемы ПОГОДА:

Понятие атмосферы. Четыре слоя атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера и термосфера. Состав воздуха. Влажность. Испарения. Разница воздуха высоко в горах и в низине. Облака: перистые, слоистые, кучевые, дождевые. Ветер. Сила и скорость ветра. Циклон и антициклон. Цунами. Атмосферное давление. Температура воздуха. Возникновение ветра из разницы температур. Различные виды погоды. Где на земле какая погода преобладает в течение года? Разновидности зимнего ветра: пурга, вьюга, метель, буран, поземка (в северных краях, в Сибири, на Дальнем Востоке). Погода и одежда. Погода и спорт. Что такое барометр. Погода и стихийные бедствия. Что такое торнадо? Гроза. Град. Иней. Рекордные цифры по погоде в ХХ и XXI столетиях на Земле. Понятие о климате, климатических поясах. Экватор. Температура по Цельсию, Фаренгейту, Реомюру.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ.

Понаблюдайте за одним и тем же деревом во дворе или в парке в разную погоду (в дождь, в солнце, в ветер). Одинаково ли оно. Попробуйте нарисовать. Какие народные приметы, связанные с погодой, вы знаете? Какой дождь называют «слепым», «грибным». Что такое «ураган»? Почему вода (дождь) выпадает в виде круглой капельки? Объясните выражение «косой дождь». Может ли посреди лета выпасть снег? Может ли зимой идти дождь? В чем особенность Экватора. Нарисуйте человека и солнце над ним. Понятие «сезона». Назовите страны, где нет зимы или, наоборот, лета. Когда наступают лето и зима: в Австралии, Южной Америке, Индии.
III
Образовательный курс
«Я И МИР»
(6 класс, возраст учащихся 11-12 лет)

СОДЕРЖАНИЕ:
развертывание эпистем ДОМ, СЕМЬЯ, ГОРОД, СТРАНА, ТЕХНИКА, ВРЕМЯ


Примерный план развертывания эпистемы ДОМ
:
Дом как жилище и как строение (здание).

ТИПЫ ЖИЛИЩ: пещера, хижина, хибара, шалаш, хата, изба, вигвам, юрта, яранга, чум, сакля, флигель, фанза, шатер, терем, коттедж, замок, вилла, дворец, особняк, небоскреб, многоэтажный (высотный) дом, крепость…
ТИПЫ ЗДАНИЙ:

1. Здания для временного массового проживания людей (отель, гостиница, мотель, кемпинг…).

2. Здания общественного питания (столовая, ресторан, кафе, кафешантан, закусочная, чайная, пончиковая, блинная, шашлычная, чебуречная, гриль, гриль-бар, бар…).

3. Промышленные предприятия (заводы, фабрики).

4. Культовые сооружения (церковь, костел, кирха, мечеть, синагога, пагода, собор, минарет, монастырь).

5. Здания, необходимые для  путешествий человека (аэропорт, аэровокзал, железнодорожный вокзал, автовокзал).

6. Здания культурного назначения (музеи, выставочные залы, телестудии, театры, кинотеатры и т.д.).

7. Медицинские учреждения (больницы, поликлиники, травматологические пункты).

8. Деревенские строения (сарай, сеновал, кладовая, чулан, амбар, конюшня, ферма, погреб, клеть…).

9. Сельскохозяйственные строения (овощехранилище, водонапорная башня, оранжерея, теплица, мельница…).

10. Учебные и научные учреждения (институты, университеты, техникумы, училища, колледжи, лицеи, гимназии, лаборатории…).

11. Охотничьи строения (заимка).

12. Военные (казарма, лагерь, застава).

13. Баня.

14. Загородные строения (дача).

Определенное ограниченное пространство для совместного проживания (усадьба, поместье, имение, село, сельцо, деревня, поселок, хутор, аул, город, городище, стан, мыза, стойбище, скит, резервация, лагерь, монастырь, крепость, фазенда…).

Архитектурные стили. Значение слова «архитектура» и его содержание. Знакомство с основными архитектурными стилями: классицизм, барокко, рококо, монументальный стиль, готика, ампир, восточный стиль, модерн, конструктивизм и т.д. Примеры: столицы европейских государств – преобладание готического стиля, Петербург – преобладание классицизма, барокко, Америка – авангардизм, конструктивизм и т.д. Классический пример совмещения  различных стилей – знаменитый Воронцовский дворец в городе Алупке. История постройки этого дворца.

Материалы, используемые при строительстве домов: кирпич, камень, шлакоблок, глина, песок, железобетон, стекло, шкуры животных (бизона, оленей, моржей), снег, листья деревьев и кустарников, войлок, кошма и т.п. Экологические характеристики каждого из материалов.

Устройство деревни/города

ДЕРЕВНЯ:   Улица. Могут быть или не быть переулки. Есть колодец или родник. Рядом с деревней, как правило, находятся поле, река, лес, море, озеро.                                                                          

ГОРОД:
 Улицы. Проспекты. Площади. Парки. Переулки. Проезды. Набережные. Мостовые. Мосты.  Улочки. Переходы.  Бульвары и т.п.


Устройство дома-жилища, квартиры. Планировка и функциональные особенности помещений в доме-жилище/квартире.

Дом деревенский/загородный: Кухня. Спальня. Зал. Коридор. Чулан. Могут быть: мезонин, сени, мансарда, чердак, погреб.

Городская квартира: Кухня. Спальня. Прихожая. Зал-гостиная. Ванная. Туалет. Детская. Лоджия. Балкон.

В старинных домах могли быть: цоколь, бельэтаж, мансарда, мезонин, антресоли. Интерьер дома, квартиры. Дизайн. Виды и характер интерьера в зависимости от национальных, региональных, семейных традиций, культурного уровня жителей дома (квартиры). Предназначение каждой комнаты, соответствующая мебель, предметы необходимости, предметы роскоши, украшения.

КУХНЯ: кухонный гарнитур (шкафы, полки, антресоли), раковины, плита (электрическая, газовая), холодильник, стол, стулья, посуда, микроволновая печь, скатерти, полотенца, салфетки, другие кухонные принадлежности.

СПАЛЬНЯ: кровать, платяной шкаф, ночные лампы, зеркала, шкафы для постельного белья, ковры, настенные бра, торшеры…

ЗАЛ-ГОСТИНАЯ: мебель, аппаратура, телевизор, книги, диван, кресла, столики, музыкальные инструменты…

ПРИХОЖАЯ: полочки для обуви, вешалки для одежды, головного убора, зеркала, подставки для тростей, антресоли, телефонный аппарат.

ВАННАЯ: зеркала, наборы для ванной комнаты (полочки для стаканов, ниша, стаканы для зубных щеток, мыльницы), вешалки, крючки для полотенец, коврики, сиденья, наборы моющих средств, деревянные настилы, тазы, ванны, стиральная машина.

КЛАДОВКА (чулан): габаритные вещи.

ДОПОЛНЕНИЯ: ковры, картины, часы, люстры, шторы, жалюзи, портьеры, занавески, камин, украшения на стену и т.п.

ДЕТСКАЯ: кровати, столы, стулья, музыкальные инструменты, игрушки, полочки, ящики для игрушек, книг, шкаф для одежды, школьные принадлежности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

– начертить план квартиры (своей, родственников, знакомых);

– сделать проект квартиры своей семьи;

– создать полный проект своей собственной комнаты  (квартиры);

– спроектировать загородный дом (дачу) с участком  (ландшафтом), в котором хотел(а) бы жить;

– изобразить графически город, в котором были бы представлены все известные (ребенку) архитектурные стили;

– нарисовать «путаницу» (неправильное пользование предметами гигиены, одежды и т.п. – в духе Рассеянного с улицы Бассейной);

– нарисуйте обстановку своей кухни;

– нарисуйте отдельно каждую комнату в вашей квартире так, как она выглядит обычно;

– нарисуйте комнату, которая была бы только вашей и ничьей больше;

– попробуйте спроектировать маленькую деревню такой,  какой вы ее себе представляете. Не забудьте, что, как правило, деревни в России располагаются близ речки, леса, моря. Кроме того, в маленьких деревнях, как правило, нет газа, воды, электрических плит. Поэтому подумайте, что еще вы должны показать в своем проекте.

* Темы « Чистый воздух», «Чистая вода», «Чистая земля…» взяты из книги: «Теория и практика глобального образования».
– Рязань, 1994. – Авт.