К вопросу о развитии креативных способностей детей и молодежи

Автор: Валерий Лысенко

О необходимости для полноценного развития ребенка творческой работы – технической, научной, художественной – написано и сказано так много (и самого творчества в образовательных учреждениях, казалось бы, предостаточно), что выпускники школы должны быть все сплошь одни только творческие личности. Почему-то, однако, этого не происходит.
Одна из причин, возможно, – заключается в том, что творчеством называют любое самостоятельное выполнение учеником или воспитанником заданий в области искусства или техники. Слов нет, рисование, музицирование, театрализованные представления, конструирование, литературное сочинительство – всё это вещи полезные. Но при этом неплохо было бы ставить перед учениками задачи, требующие сообразительности, нестандартных решений, воображения, а главное – направленные на нравственное развитие ученика. Короче – на развитие креативных способностей.

Что такое креативность? Если обобщить многочисленные суждения по этому вопросу, можно сказать так: это особое свойство, особое качество мышления, которое характеризуется интенцией (направленным безотчетным стремлением) к обнаружению 1) в очевидном – проблемности, в понятном – непонятного, в известном – незамеченного; 2) к нестандартным решениям там, где «опыт» не помогает; 3) к изобретательности и открытиям там, где все довольствуются общепринятым. И так далее, и тому подобное. В сухом остатке – два обстоятельства: креативный характер продукта обнаруживается как результат функциональных (прагматических) особенностей этого продукта; в основе создания продукта лежит креативная идея. Последнее обстоятельство – самое существенное. Креативность – прежде всего и главным образом есть креативная идея.

С креативностью населения, в том числе детей, подростков и молодежи, проблемы не только у нас – во всем мире. И, надо признать, ничего удивительного в этом нет. Креативность никогда и нигде не носила массового характера. «Креатор» во все времена – редкий экземпляр. Другое дело, что сегодня его можно заносить уже в «Красную книгу». Как вид вымирающий. Однако драматизм ситуации, помимо всего прочего, в том, что креатора стал заменять (и как раз в массовом порядке) имитатор креативности, у которого все «новации» – в кавычках: «изобретение» (на самом деле – перелицовка старья), «открытие» (дополнение к уже открытому; раньше о графоманском, но «актуальном» романе говорили: «вписана еще одна страница…»); «инновация» (реально – подлатанный, слегка подновленный анахронизм)… И это беда. Это угроза, если угодно, подлинному творчеству, которое все больше вытесняется дешевыми поделками и дорогими подделками. Главное, чтобы товар, пусть и гнилой, был в гламурной упаковке и сам выглядел гламурно. Форма становится всем, а содержание… да это вообще никому не нужно. Постмодернизм показал и доказал это сверхубедительно.

Спрашивается: можно ли противопоставить «фальшивомонетчикам»-псевдоноваторам подлинный креатив, и если да, то что именно, и как, и кто это сделает?

К сожалению, пока эти вопросы – абсолютно риторические. Неизвестно – что, кто и как.

Выскажу суждение, для кого-то, возможно, парадоксальное: креативности нельзя научить, но креативности можно учиться – причем учиться непроизвольно. Креативности нельзя научить, но можно создавать ситуации, провоцирующие креативность. Всего-навсего и надо (повторю) – чтобы ученики, студенты, детсадовцы получали задания, требующие применения интеллектуальных, эмоционально-волевых и физических усилий почти на пределе возможного. Задания такого рода известны давным-давно. Они связаны главным образом с искусством, особенно театральным, и спортом – особенно с шахматами.

Почему?

Именно в искусстве и в спорте больше, чем где-либо, соревновательности и, следовательно, больше необходимости изобретать нечто такое, чего нет у других, и через использование оригинальных новинок добиваться побед. Именно шахматная игра воспитывает важные для любого человека качества: внимание и наблюдательность, целостное видение ситуации (позиции); терпение и выдержку; привычку анализировать свои действия, их целесообразность и возможные последствия; стремление разгадать психологию соперника, секреты его тактики и стратегии.

Речь, конечно, не идет о том, чтобы выращивать гениев в искусстве или чемпионов мира в спорте. Педагогические цели развития у детей креативных способностей иные – заложить «опорную» программу саморазвития в сознание ребенка, подростка, юноши. На каких опорах строится эта программа? Спрашиваем самих себя: что всегда помогает нам в жизни и недостаток чего нам мешает? И если мы честны перед собой, ответ будет тоже честным: всегда помогают – выдержка, самообладание, изобретательность или, если угодно, хитроумие (в хорошем смысле слова); юмор; понимание последствий того дела, за которое беремся; уважительное отношение к партнерам или соперникам; забота о своем здоровье и о благополучии родных и близких… А в целом получается типичная нестандартная личность, свободная, умная, благородная, руководствующаяся высшим этическим принципом – «Не навреди». Вот, собственно, результат действительной, а не надуманной креативности.

Здесь требуется небольшой комментарий. Изобретательным может быть и преступник; в критических ситуациях его могут выручить самообладание и хитроумие. Но вот что губит его: ему неведомо чувство уважения к другому, он не знает, что такое «не навреди» по отношению к другим людям; он слишком, с «перебором», эгоцентрист; и, кроме того, он видит только те последствия своих действий, которые ему хочется видеть. Это касается и примитивных уголовников, и нарушающих закон ученых, изобретателей, бизнесменов, политических деятелей… Если креативность питается интеллектом и только интеллектом, это ущербная креативность, она неизбежно подавляет нравственное чувство, и тогда вырастает высокоинтеллектуальный монстр, лишенный всяких нравственных опор. Последствия известны, и не только в нашей стране.

Структура и содержание феномена креативности

Содержательная доминанта:
изобретательность (артификация)
как интегральное свойство и специфическая способность личности

I. Креативность как процесс целенаправленной позитивной активности (деятельности) человека (ПК-П)

1. Сознание

1) информационная насыщенность (значительный объем знаний);
2) мыследеятельность (организуется на принципе оппозиционности):
а) парадоксальность;
б) опровержение, проверка на валидность идеи, теории, продукта и т.д. путем обоснования противоположной точки зрения;
3) установка на создание общественно или научно значимого продукта;
4) установка на внедрение созданного продукта;

2. Мышление и праксис

1) обширная память, высокая скорость запоминания и большая глубина памяти (устойчивость и прочность хранения информации);
2) высокая скорость перебора вариантов, в том числе ассоциативных;
3) вычленение из множества вариантов наиболее релевантного.

Креативность как результат целенаправленной позитивной активности (деятельности) человека (ПК-Р)

1) новизна и оригинальность относительно общественных ожиданий и в связи с этим высокая вероятность неприятия (непризнания) продукта
2) настойчивость индивида в доказывании общественной или научной (научно-технической) значимости созданного продукта

II. Креативность как процесс целенаправленной негативной активности (деятельности) индивида (НК-П)
1. Сознание и мышление

1) информационная бедность (скудный объем знаний)
2) линейность мышления, произвольность дедуктивных умозаключений, неполная индукция, проективный авантюризм, отсутствие рефлексии либо псевдорефлексия
3) социальный нигилизм: принцип оппозиционности носит асоциальный характер
4) установка на отъем чужой собственности (воровство, грабеж, мошенничество, коррупция)

2. Праксис
1) использование ценностно маркированных качеств людей (доверчивость, открытость, искренность, благожелательность и т.п.) в корыстных целях;
2) использование в целях наживы несовершенства действующего законодательства.

Креативность как результат целенаправленной негативной активности (деятельности) индивида (НК-Р)

1) отчуждение от общественно значимых ценностей;
2) нарушение законов, социальных и моральных норм и правил;
3) разрушительный характер совершенных индивидом действий.
Базовые психические функции креативности:

Память (вербальный и образный импринтинг)
Оперативное мышление (скорость перебора вариантов)
Ассоциативное мышление
Логическое мышление
Воображение
Интуиция (инсайт)
Предвидение (форсайт)
Предвосхищение (антиципация)
Креативность и творчество

Находятся в отношениях дополнительной дистрибуции. Творчество как создание нового продукта может быть имитационным, эпигонским (таково «творчество» амбициозного, но лишенного писательского дара графомана, в отличие от великих «графоманов» – Бальзака, Диккенса, Достоевского, Толстого…), изобретавших новые, ранее неизвестные формы и содержания. Творчество, сопровождающееся изобретением новых, неожиданных (неожидаемых) форм и содержаний – креативно. В математике, технике и естественных науках все открытия, изобретения, теории – креативны, поскольку не только несут «новое слово», но являются также неожиданными для научного сообщества и, как правило, противоречат сложившимся стереотипам. Здесь тонкая грань между креативностью гения и «креативностью» умалишенного. Шизофреник внешне необычайно креативен: новизна, оригинальность, неожиданность, артификация – все, казалось бы, присутствует в его творчестве. Отсутствует одно: общественная, культурная значимость. (Если, конечно, общество само не сошло с ума). Однако с формальной точки зрения провести резкую грань между гением и умалишенным действительно трудно: напряженная работа мозга может привести к функциональным расстройствам, равно как и (первичные) функциональные расстройства могут вызвать колоссальную активность мозга. Критерий один: общественно-культурная значимость произведенного продукта.
Валерий Лысенко