Эволюция и инволюция человека

Автор: А.А. Горелов

1. Человек как телесно-духовное существо

Человек рассматривается мной как телесно-духовное существо, состоящее из двух относительно обособленных частей, находящихся в состоянии противоречивого единства. Эти две части проступают в самом названии человека.


По-гречески он «Homo» (от «гумус» — «земля»), по латыни — antropos – смотрящий вверх. Если соединить оба значения, получается земное существо, устремленное вверх. Здесь видны две составляющие части человека: земное (сотворен из праха земного и даже космического) и духовное (устремлен в «небо», к высшему). Слово «человек» в русском языке состоит из двух корней: «чело» (возможно происходит от «целый»; чело означает также «начало», «верх») и «век». Слово «чело» подчеркивает основное и специфическое отличие человека – его разум. Но «чело» — голова – есть также «глава», «главное». Этим подчеркивается, что духовное – главное и должно в единстве с телесным управлять им. «”Духовность” не противоположна “телу” или “материальному”, а означает его преображение, достижение высшей качественности целостного человека» (Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., 2006. С. 258).

2. Определение духа и его свойства

Что такое дух? Хотя диапазон определений духа необычайно широк, существует совпадение между определением в словаре В. Даля и в «Новой философской энциклопедии», вышедшей уже в XXI веке. Духовный (у Даля) – нетелесный, все умственные и нравственные силы человека, ум и воля (Словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т. 1. С. 503). В «Новой философской энциклопедии» дух определяется как высшая способность человека, ответственная за самосознание, смыслополагание, осмысленное преобразование действительности, формирование моральных, культурных и религиозных ценностей. Итак, дух – это разумно-нравственное единство. Возможно ли такое в принципе? Да, слово «сознание», характеризующее умственную сферу, по сути тождественно слову «совесть», характеризующему нравственную сферу (слова «знание» и «весть» изначально синонимы).

Человек отличается от всех других существ разумом, речью, моралью. А дух как разумно-нравственное единство — это как бы совокупное отличие. К понятию духа близко понятие души. «У каждого человека есть душа, такова его природа, духовность же может быть не раскрыта в человеке или подавлена» (Там же. С. 256). Отличие духа и души хорошо показал П. Струве в статье о Пушкине. Дух есть высшее качество души и разума. «Дух вносит целостность, единство, смысловую связь в душевную и душевно-телесную жизнь человека» (Там же).

Признаки духа: «свобода, смысл, творческая активность, целостность, любовь, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним» (Там же. С. 251). Дух выразим на земле в «свободе, справедливости, любви, творчестве, в интуитивном познании… экзистенциальной субъективности» (Там же. С. 368).

В христианстве существует понятие Святого Духа, соотносящееся с понятием духа человеческого. По Бердяеву, признаки Духа Святого в Священном Писании совпадают с признаками Духа в культурной и социальной жизни. В Духе действует Святой Дух. «Духовная жизнь есть приобщение к божественной жизни… Через дух человек есть образ и подобие Божье. Дух есть божественный элемент в человеке. И через дух человек может подниматься до высших сфер Божества… Дух от Бога и дух к Богу» (Там же. С. 363, 251, 252). Дух Бого-человечен.

3. Становление духа в человеке

Человек рождается как телесное и потенциально духовное существо, и с первых мгновений жизни начинает производить духовное. Впрочем, еще философский вопрос, человек ли создает духовное или духовное создает человека. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) создал концепцию, в соответствии с которой все сотворено на Земле духовной энергией. Она породила и человека, который сам способен продуцировать духовную энергию. Получается контур обратной связи:

Духовная энергия → Неживое → Живое → Человек
<———————————————————————————

В детстве формируется прежде всего тело человека, но постепенно начинает развиваться и его дух. В зрелом возрасте человек перестает расти телесно, но дух его совершенствуется. В пожилом возрасте телесность постепенно разрушается, и духовное развитие может стать основным. В этом возрасте явственен процесс трансформации телесного в духовное. За счет разрушения телесности развивается духовное. Логично предположить, что в совершенствовании того специфического, что есть в данном виде бытия и заключается смысл его существования. Уникальное для человека – его дух, стало быть в создании духовного, а точнее в трансформации телесного в духовное заключается смысл существования человека как вида и индивида (М. Шелер говорит о «сублимации жизни в духе»). Конечно само содержание духовного может быть разным. В пространстве христианства, в котором мы живем, идеал духовности это Святой Дух как ипостась Троицы, и задача христианина – стяжание Святого Духа. Благодаря Святому духу человек продуцирует свой индивидуальный дух определенного качества и направленности. Это называется процессом обожения человека.

Становление духовности выражается в создании произведений материальной и духовной культуры и одухотворенной (святой) жизни, развитие важнейших атрибутов человека и духа – творчества как способа трансформации телесного в духовное, истины как процесса трансформации телесного в духовное, свободы (понимаемой не как осознанная необходимость или возможность делать, что хочешь даже с ограничением в виде непричинения вреда другим, а как возможность реализации смысла жизни человека), любви как душевно-духовного единения не только в смысле взаимного влечения индивидов друг к другу, но и как совместного притяжения к общему – Богу, родине или нравственным ценностям.

В процессе становления духа в человеке формируется личность. Человек не рождается личностью, он рождается как возможность, как способность стать таковой. Личность есть реализация духа в человеке. Личность становится благодаря врастанию индивида в область объективного духа (в культуру), который он частично усваивает с помощью воспитания и образования. Личность, представляя собой личный дух, является носителем объективного духа. «Личность реализуется через победу духа над хаотическими душевными и телесными элементами» (Там же. С. 257).

4. Эволюция человечества

Человек рассматривается не только в индивидуальном, но и социальном контексте. Любовь в широком плане поднимает человека на уровень Мы. В этом смысле призванием человека является не только и не столько индивидуальное спасение, но и выполнение семейных, национальных и общечеловеческих задач. «Человек не для себя родится», гласит русская пословица. Видовой смысл жизни как трансформации телесного в духовное не определяет еще конкретное содержание, которое должен реализовать индивид. Каждый человек уникален, и то духовное, которое он создает, в принципе индивидуально. Оно имеет свою конкретную специфику, определяемую гендерной, национальной и профессиональной принадлежностью, поскольку целостная природа человека содержит в себе родовую, национальную, половую и индивидуальную составляющие. Для русского человека его всемирное и национальное призвание определяется русской идеей.

5. Эволюция человека как вида

Развиваются не только индивиды, но и человек как родовое существо. Эволюция видна в истории человека, и она идет в направлении реализации человеком своего смысла как трансформации телесного в духовное. У первого вида людей – Человека Умелого, начавшего создавать орудия труда, еще нет духовной культуры в полной мере, хотя зачатки ее необходимы для создания культуры материальной. О духовной культуре можно говорить с тех пор, когда появляется Человек Неандертальский, начавший хоронить своих сородичей, что, по-видимому, сопровождалось религиозными обрядами. Таким образом, основания для понимания духовной культуры как прежде всего религиозной имеются. В основе духовной культуры лежит культ. Появление Homo sapiens, вытеснившего неандертальца, привело к расцвету духовной культуры в ее основных отраслях – мистике, искусстве, мифологии, философии, религии, науке, идеологии.

В своем индивидуальном развитии человек проходит те стадии эволюции, которые существовали до него. С появлением Homo sapiens эволюция человека не остановилась, а продолжается и прежде всего не в телесной, а в духовной сфере. Неудивительны поэтому разговоры о сверхчеловеке и попытки спрогнозировать, каким он будет. Видя в каком направлении шла эволюция человека как рода, можно предположить, что сверхчеловек будущего – это духовный человек, развившийся на основе разума как уникальной способности к логическому, понятийному, обобщенному, абстрактному мышлению, соединенному с нравственными императивами. Духовный человек, в отличие от разумного, имеет не только свойства ума, но включает в себя также нравственные характеристики и стремление к бессмертию. Духовный человек определяется в словаре Даля так: «цель его — вечность, закон – совесть» (Цит. соч. Т. 4. С. 558). Голос совести есть проявление нашего духовного Я. Духовный человек – это гуманный (человечный) и гуманитарный (культурный) человек. Он не только интеллектуал, но и интеллигент в специфически русском значении этого слова как имеющий в себе целостность ума и чувств, духа и души, разумных и нравственных компонент. В нем осуществляется единство сознания и совести, понимания и страдания (со-страдания).

Прообразом духовного человека в нашем мире являются культурные герои и святые. Верно и то, что люди, живущие в духе, в духовной культуре – не от мира сего. Им противостоит бездуховное большинство, но то, что им все же внимают, есть свидетельство того, что массы Homo sapiens тянутся от сего мира к миру иному, горнему, духовному, и это притяжение есть любовь в ее высшей форме. Ее символизируют поиски Диогеном «днем с огнем человека». С христианской точки зрения, обряд крещения – это духовное рождение человека. На самом деле сам обряд (как и посещение храма) еще не гарантия того, что не вырастет бездуховный человек. Крещение – предпосылка христианизации человека и общества, развития по пути к духовному человеку. прообразом которого служат святые, существующие и вне религии. Всякое сильное развитие духовности ведет к святости. На религиозном языке одухотворение человека называется обожением. Человек, соединяясь с Богом, становится Богочеловечеством.

Человек благодаря своему духу может управлять психикой, надстраивать над миром своего восприятия идеальное царство мыслей, сублимировать энергию своих влечений в культурную деятельность, наконец, в перспективе достичь бессмертия как атрибута идеальной субстанции – духа. Святость – путь к бессмертию (теля святых остаются нетленными, что неоднократно зафиксировано). Итак, эволюция человека – это триединый путь к духовности, святости и бессмертию.

6. Диалектическая концепция бессмертия

Человек может использовать духовную энергию, которую сам же продуцирует, для радикального продления своей жизни и в идеале для достижения бессмертия. Но для того, чтобы придти к осуществлению самой идеи бессмертия как «общего дела» человечества, он должен подняться на такой нравственный уровень, на котором был создатель идеи патрофикации (воскрешения) Н.Ф. Федоров. Полное осознание этой идеи возможно только духовным человеком.

Человечество подходит к бессмертию в процессе диалектического развития. Первые возникшие простейшие живые существа были практически бессмертными. В христианстве это отразилось в представлении о том, что созданные Богом Адам и Ева были бессмертными до грехопадения. Это первая стадия развития живого, которую можно назвать первобытным бессмертием. Дальше по диалектической схеме Гегеля на смену бессмертию пришла в результате эволюции жизни и грехопадения смертность. Но на следующей высшей стадии развития на смену смерти может придти полное бессмертие и воскрешение всех живших на земле поколений. Такова задача, к выполнению которой призваны люди и человечество в целом. Бог всемогущ благодаря духу, и человек становится всемогущим благодаря своим духовным возможностям. Обретший власть дух делает человека бессмертным.

7. Современный духовный кризис

Тем, что человек – телесно-духовное существо, определяется главный вектор его развития – духовный. Что нужно, чтобы дух нормально развивался в человеке и человечестве? Нужно то, что он же и дает: управление чувственными влечениями. Если человек развивается нормально, то по мере того, как дух начинает овладевать телом, человек становится сначала личностью, а затем духовным человеком. Но возможно в связи с двойственностью природы человека и имеющейся у него свободы воли инволюционное направление, когда дух чахнет и угасает в человеке. Дух пребывает изначально, но воспринимается он самим человеком. Именно поэтому возможны провалы в его развитии, называемые духовными кризисами.

Если человек развивается ненормально, т.е. его дух подчиняется интересам тела, то он испытывает внутренний личностный кризис, который проецируется на его отношения с социальной и природной средой. Отсутствие нормального развития индивида в направлении от телесного к духовному приводит к тому, что он испытывает духовный кризис в трех проявлениях – личностном, социальном и экологическом. Две возможности развития человечества представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Два направления развития человека
Шкала: Телесное – Духовное
—————————————————————>
Инволюция Эволюция

Направление развития духа

Гибель Духовный кризис Человек Разумный Личность Духовный человек Бессмертие

Смертное тело Бессмертный дух

Сейчас человечество в целом развивается в инволюционном направлении, и мы имеем триединство духовного, социального и экологического кризисов. Человечество испытывает кризис духовный – кризис собственно человека, социальный – кризис взаимоотношений в обществе и экологический – кризис во взаимоотношениях с природой. Это не всем и не везде одинаково хорошо заметно. На Западе люди материально обеспечены, пользуются всеми благами цивилизации, завоевывают и навязывают свою волю другим странам, используют ресурсы всего мира и это настраивает их на благодушный лад. На Востоке (исключая некоторые страны) люди живут плохо, но к этому привыкли и не понимают, как нужно жить. А вот в России кризис человечества более заметен. Мы в исторически кратчайший срок вымираем и дичаем, но у нас есть великая русская культура, православная духовность, славная история и поэтому мы особенно остро чувствуем пропасть между тем, что есть, и тем, что было и должно быть.

Какой путь выберет Россия и все человечество? Учитывая двойственность природы человека и свободу воли, возможны и эволюционный и инволюционный варианты. В конечном счете человек сам решает, куда ему идти – вверх или вниз.

А.А. Горелов, доктор философских наук, Институт философии РАН